Компания STADA CIS выступила за повышение фармграмотности населения Казахстана
19 сентября, в Алматы состоялась пресс-конференция на тему «Разумный подход к лекарствам – здоровое население».
Эксперты фармрынка, представители компаний STADA CIS и GFK в Казахстане обсудили уровень знаний о медицинских препаратах в Казахстане и развитость культуры фармпотребления.
Основной темой дискуссии стали результаты социологического исследования, инициированного компанией STADA и реализованного в рамках программы «Лекарства для жизни». Социологический опрос по темам «Доверие к врачам и качество лекарств», «Отношение к лекарствам», «Обслуживание пациента в аптеке» охватил 16 городов Казахстана. В опросе приняли участие 1039 мужчин и женщин старше 16 лет.
Основные показатели сопоставимы с данными, полученными в 2011 году в России.
Большая часть респондентов (66%) населения считает, что лекарственные препараты являются необходимыми только в определенных случаях, т.к. помогают сохранить или восстановить качество жизни.
Впрочем, 21% опрошенных полагаются на силы собственного организма, который, по их мнению, может справиться без лекарств. Этой точки зрения придерживается больше мужчин, чем женщин (26% против 17%).
При попытке обозначить отличие рецептурных препаратов от безрецептурных 46% участников опроса ответили, что первые необходимо применять только по назначению врача; 26% респондентов полагают, что рецептурные препараты более сильнодействующие; столько же думают, что рецептурные препараты применяются для лечения тяжелых заболеваний, а безрецептурные — более легких; 3% не смогли дать определенного ответа.
Что касается отношения к лекарствам по критерию «страна производства», то 34% считают более эффективными иностранные средства, а еще 35% не связывают качество со страной-производителем. И только 22% считают, что отечественные препараты ничем не уступают зарубежным. Более склонны так считать люди пожилого возраста.
Не влияет на эффективность и цена лекарства: 56% респондентов согласны, что стоимость лекарственных средств не является показателем его эффективности. Лишь 19% полагаются на цену: по их мнению, чем дороже лекарство, тем оно эффективнее. Люди молодого (16-30 лет) и среднего возраста (41-50 лет) чаще, чем старшее поколение, считают, что чем дороже лекарство, тем оно эффективнее.
Выбирая лекарство в аптеке, респонденты в большинстве своем ориентируются на рекомендации врача (64%) или фармацевта (42%). Люди в возрасте от 21-66 и старше чаще, чем молодые (16-20 лет), доверяют собственному опыту использования препарата. Пожилые респонденты (66 лет и старше) чаще других выбирают препарат, ориентируясь на цену (33%). Совету друзей или знакомых следует четверть опрошенных, а вот рекламе не доверяют 2% респондентов.
Только у трети опрошенных (29%) реклама вызывает интерес к препарату, 46% респондентов ответили, что на их выбор реклама не влияет вовсе.
Компания STADA CIS и в дальнейшем планирует проводить ряд исследований с целью повышения уровня фармацевтической грамотности населения Казахстана, уделяя особое внимание таким вопросам, как отличие подделок от качественных препаратов, правильное хранение и утилизация лекарственных средств, различие рецептурных и безрецептурных препаратов и многое другое.